среда, 28 марта 2012 г.

Художественные стереотипы

Мы все уже привыкли к такому явлению в человеческой среде как художники, писатели, ученные. На данный момент, мне интересны именно художники. У нашего общества сложилось определенное мнение о деятелях изобразительного искусства, которое далеко не красит художников. Многие считают, что художник ведет аморальный образ жизни и обязательно болен шизофренией, злоупотребляет алкоголем и находится в низах социально-экономическом строе и плюс ко всему прочему еще и нетрадиционной сексуальной ориентации.  
Я давно сталкиваюсь с ошибочным мнением о художниках в нашем обществе. Мне довольно часто приходилось слышать о художниках гадкое и неприятное еще в школьные годы. На уроках изобразительного искусства мы часто проходили биографии великих художников и изучали их творчество, за что я благодарен своему преподавателю. И именно тогда я влюбился в визуальное искусство. Я открыл в себе визуальные способности в одиннадцатилетнем возрасте, и я начал участвовать в различных творческих конкурсах в Екатеринбурге и по Свердловской области. К моему удивлению я занимал лидирующие позиции, и этот факт тогда выделял меня среди сверстников. Скажу честно, мне нравилось и продолжает нравиться быть не похожим на других в творчестве и в жизни. Быть художником в столь раннем возрасте приносило мне большое удовольствие до девятого класса. Когда я перешел в девятый класс, я столкнулся с новым составом учеников, в котором тот факт что я художник вызвало массу насмешек и стереотипов. Меня удивляло, что люди настолько любят привязываться к ошибочным стереотипам и проявляют нездоровый интерес к теме человеческого порока с раннего возраста. 
Vincent Van Gogh, Self Portrait
Про алкоголизм, в России вообще тема алкоголизма проблемная, но почему-то у общества сложилась мнение, что именно художники, как правило «алкоголики». Проблема алкоголизма в России проста, в нашем обществе просто нет культуры пития, и с этого начинается тема алкоголизма в России. В моем случае, я могу себе позволить выпить бокал хорошего красного вина перед сном под ритмы Шопена или под шедевры Чайковского и это совсем не означает,  что я болен алкоголизмом.  Каждый человек индивидуален и не стоит об этом забывать. Но большинство людей склоны обобщать и высмеивать, прикрывая этим свою зависть и необразованность. Мне стыдно за такое общество.  
В обществе бытует такое мнение будто бы все гении – шизофреники. Что же такое Шизофрения? Это болезнь, заключающая человека в клетку иллюзорных идей и образов свойственна многим художникам, писателям и ученым. Но даже в наше время мы почти ничего не знаем об этой болезни. Причина возникновения шизофрении до конца не изученная. Знаменитый испанский живописец Сальвадор Дали страдал шизофренией. То, что он рисовал и как он себя вел в обществе, не укладывается в голове у обычного человека. Его картины вошли в золотой фонд сюрреализма. Дали создавал похожие на кошмарные видения образы, которые сам называл «рисованными снимками сновидений». Он утверждал: «Я видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел». По этой теме полезно прочесть работу итальянского психиатра Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», в которой проводится параллель между великими людьми и помешанными. Вот что пишет сам автор в предисловии книги: «Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьёзным практическим выводам может привести созданная мною теория…». 

Возможно, многие художники и больны шизофренией либо другими психическими заболеваниями, но если бы не эти заболевания мировая культура многое бы потеряла Для того что бы перестать язвить в сторону великих творцов и понять те мучения, которые они испытывают, живя с психическими заболеваниями, я советую посмотреть и обдумать фильм «Игры разума» (2001 г.).  Эта биографическая драма Рона Ховарда по одноимённой книге С. Назар, рассказывает о жизни Джона Форбса Нэша, лауреата Нобелевской премии по экономике. Фильм показывает лишь одну сторону личной трагедии, но дает понять всю трагичность заболевания. 

 
Современный американский сатирический писатель Чак Поланик в своем романе «Дневник» — описывает, как воплощаются шедевры в мир. О том, что только по-настоящему страдая, можно создать что-то уникальное и прекрасное.  Вообще если посмотреть с другой стороны творческие личности не заслуживают насмешек со стороны общества, а достойны уважения, так как они благодаря своим особенностям восприятия мира, помогают людям посмотреть на наш порочный мир с разных сторон. Великим мастерам были подвластны цвета и палитры, но жизнь каждого из них оказалась драматически разорванным листом в общей книге бытия.